Как Рязанский вокзал стал Казанским

Казанский вокзал был последним из трех вокзалов, который выстроили  на Каланчевской площади для дороги на Рязань, первый участок которой – до Коломны – открыли 20 июля 1862 года. На Казанском вокзале (когда он еще назывался Рязанским) в конце августа 1890 г. проездом из Самары в Петербург впервые вступил на московскую землю некий Владимир Ильич Ульянов.

Фонтан на площади у Казанского вокзала

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Это, возможно, единственный в России путь с левосторонним движением. “Виновниками” были английские проектировщики и инженеры. Вокзал – длинное одноэтажное здание с центром, выделенным башенкой (архитектор А. П. Попов), оказался тесным по мере расширения движения и присоединения новых линий.

Вместо него в 1914 году стали строить новый, более обширный, по проекту молодого и талантливого архитектора А. В. Щусева (любопытно, однако, отметить, что еще в 1911 году существовал проект другого архитектора, маститого Ф. О. Шехтеля, удивительно схожий со щусевской постройкой: то же сочетание деталей древнерусского зодчества, то же использование декоративных мотивов, та же высокая башня, то же распределение зданий по фронту застройки …).

Бюст архитектора Щусева у здания Казанского вокзала

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Щусев внимательно исследовал многие русские постройки XVII века, заимствуя и творчески перерабатывая их детали: так, мотивы декоративной обработки портала большого арочного проема башни вокзала со входом в вестибюль заимствованы у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки – у собора в Астрахани.

До революции строительство вокзала так и не окончили, его возводили до 1926 года, а отделывали до 1940 года: перед войной вокзальное здание решили сделать роскошным и поэтому облицевали его ценным уральским мрамором “уфалей”, не гармонирующим с замыслом всего сооружения. Отделку вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е. Лансере.

Живописное соединение разновысоких объемов, объединенных одним декоративным решением, переработанные детали русской архитектуры конца XVII века, доминанта всего ансамбля – башня Сююмбеки высотой 73 метра, копирующая башню Казанского кремля, красивые часы со знаками зодиака – все это делает здание Казанского вокзала (как он стал называться после продления линии до Казани) одной из архитектурных достопримечательностей Москвы.

Здание Казанского вокзала и гостиница Ленинградская

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В последнее время Казанский вокзал преобразился: к старому зданию со стороны Рязанского проезда (у путей соединительной ветки) и Новорязанской улицы по проекту архитектора В. М. Батырева пристроили в том же стиле новое. Над семнадцатью железнодорожными путями, подходящими к зданию вокзала, было сооружено огромное большепролетное и застекленное покрытие – площадь его более 19 тыс. кв. метров, и опирается оно всего на восемь опор. Под вокзальными зданиями проложен самый большой в Москве тоннель, по которому можно попасть в любой из трех вокзалов на площади.

Памятник создателям российских железных дорог

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

С левой стороны к вокзалу примыкает массивный полукруг здания, не предусмотренного оригинальным проектом, – это клуб рабочих Казанской железной дороги, известный как КОР – клуб имени Октябрьской революции, также спроектированный Щусевым и выстроенный к 10-й годовщине этой революции. Сюда Ильф и Петров решили поставить стул мадам Петуховой, тот самый, где и были запрятаны бриллианты, в поисках которых концессионеры Остап Бендер и Киса Воробьянинов исколесили полстраны.

Текст © Дарья Миллер  / Москва меняется